Медиация. Правила и принципы медиации
Медиация – это конфиденциальные переговоры конфликтующих сторон с участием нейтрального и беспристрастного посредника – медиатора – в целях урегулирования спора (конфликта) сторон путем выработки ими взаимоприемлемого соглашения, разрешающего конфликт.
Основополагающей чертой медиации, обуславливающей ее отличие от прочих способов разрешения споров, являются 4 фундаментальных принципа медиации
Добровольность
Медиация является добровольной процедурой. Принуждение к участию в медиации не допускается. Стороны вправе на любой стадии беспрепятственно выйти из медиации. Ни одно из выдвигаемых сторонами предложений не является обязывающим, если оно не закреплено в медиативном соглашении. Медиатор не вправе препятствовать сторонам в принятии какого-либо решения относительно разрешения спора или порядка проведения переговоров. Исключение составляет заключение медиативного соглашения, ущемляющего права и законные интересы третьих лиц или иным образом противоречащего требованиям законодательства.
Добросовестность, равноправие и сотрудничество сторон
Стороны в медиации наделены равным объемом прав и обязанностей. Каждая из сторон вправе высказывать мнения, предлагать варианты разрешения конфликта, делать заявления, представлять документы, относящиеся к спору. Добросовестность и сотрудничество включают в себя готовность сторон честно и открыто участвовать в переговорах, прилагать необходимые усилия для выработки вариантов разрешения спора, уважительно относиться к медиатору и иным участникам медиации, добросовестно выполнять достигнутые договоренности.
Беспристрастность и независимость медиатора
Медиатор обязан оставаться лицом беспристрастным и независимым. Медиатор не вправе предлагать сторонам варианты разрешения конфликта, принуждать стороны к принятию какого-либо решения, давать оценку действиям сторон, принимать чью-либо сторону, давать консультации по поводу перспектив разрешения спора, в том числе в суде. Медиатор не выполняет функций судьи или арбитра, его задача – организовать диалог между конфликтующими сторонами таким образом, чтобы они перестали видеть друг в друге соперников и стали партнерами, совместно работающими над общей задачей – поиском путей взаимовыгодного разрешения конфликта. Медиатор не вправе быть представителем одной из сторон по вопросам, относящимся к рассматриваемому конфликту. В случае конфликта интересов (например, если медиатор имеет личные или деловые отношения с какой-либо из сторон медиации или лично заинтересован в исходе конфликта) его дальнейшее участие в медиации в качестве медиатора допустимо только с согласия обеих сторон.
Конфиденциальность
Медиация является конфиденциальной процедурой. Любая информация, ставшая известной медиатору или сторонам в связи с их участием в медиации, является конфиденциальной и не подлежит разглашению иначе как с согласия стороны, предоставившей такую информацию. Конфиденциальная информация не подлежит разглашению третьим лицам, а также суду и любому другому органу или организации. В случае, если сторона, сообщившая медиатору конфиденциальную информацию, разрешает ее передачу другой стороне, медиатор обязан согласовать объем и содержание такой информации с сообщившей ее стороной.
Основные правила медиации
- Медиативная сессия длится 3-4 часа.
- Во время сессии телефоны должны быть выключены.
- Коммуникация осуществляется через Медиатора.
- Медиатор отвечает за процесс, процедуру, технологию, но не за результат.
- Медиатор не судья (не оценивает), не эксперт (не дает советов), не предлагает варианты решения.
- Стороны должны быть готовы самостоятельно предлагать, обсуждать и анализировать различные варианты урегулирования спора.
- Стороны несут ответственность за выработанное решение и должны быть готовы в дальнейшем его добровольно исполнить.
- В медиации стороны не друг против друга, а вместе против конфликта. Работают не с прошлым, а нацелены на будущее.
- Стороны должны быть готовы сделать взаимные шаги навстречу друг другу.
- Должны присутствовать все, кто необходим для разрешения спора. Полномочия сторон должны быть подтверждены документально.
- Стороны имеют равное время и возможность высказаться.
- Возможность кокуса (индивидуальных бесед с медиатором).
- Возможность в любой момент выйти из медиации без объяснения причин.
- Обе стороны должны уважительно относиться друг к другу, к ценностям и интересам друг друга.
- Не перебивать! Быть вежливым! Не искать виноватых! Не оскорблять! Захлестывают эмоции – возьмите перерыв!
- Регламент работы: Презентации сторон – Формирование повестки - Дискуссия – Индивидуальные беседы – Выработка вариантов решения – заключение Медиативного соглашения.