Альтернативное разрешение споров

Конфликты – неизбежное явление в жизни любого человека, независимо от его возраста, образования, профессии, социального статуса и прочих факторов. Оказавшись в конфликтной ситуации, стороны конфликта стараются как можно быстрее и с наименьшими потерями разрешить конфликт.

 

  1. Три основных подхода к разрешению споров и конфликтов:
  2. с позиции силы
  3. с позиции права
  4. с позиции интересов

 

Альтернативное разрешение споров

"Alternative Dispute Resolution" (официальная аббревиатура - ADR) стал применяться в США для обозначения нефор­маль­ных и более гибких процедур урегулирования конфликтов, которые возникли как аль­тер­на­тива сложному и тяжеловесному государственному правосудию. Цель АРС (материально-правовой результат) - защита субъективных прав, согласование интересов сторон или установление оп­ределенных обстоятельств. Процессуальный результат применения способа АРС — решение третейского суда или компетентного органа, соглашение об урегулировании спора, экспертное заключение.

Признаки, характерные для всех видов АРС

  1. Добровольный характер примирения
  2. Добровольность применения
  3. Сотрудничество сторон
  4. Конфиденциальность
  5. Относительная формальность процедуры
  6. Участие третьего нейтрального лица
  7. Отсутствие вмешательства государства

Почему используют АРС

  1. Альтернатива судебному разбирательству
  2. Разрешение спора с целью сохранения отношений
  3. Процедура является менее затратной для сторон во временном и денежном выражении
АРС можетиспользоваться как отдельно, так и дополнительно или параллельно процедуре судебного разбирательства.

Виды АРС

  1. Основные:
  2. переговоры
  3. посредничество(медиация)
  4. арбитраж (третейское разбирательство)
  1. Комбинированные:
  2. посредничество-арбитраж,
  3. мини-суд
  4. независимая экспертиза по установлению фактических обстоятельств дела
  5. омбудсмен
  6. мед-арб (арб-мед)

Переговоры – урегулирование спора непосредственно сторонами. Обычно переговоры заканчиваются соглашением о последующих действиях сторон. При этом стороны стараются найти выход из конфликта путем сотрудничества и взаимных компромиссов самостоятельно, без посредника.

Посредничество (медиация) – способ урегулирования спора между сторонами на основе переговоров с участием нейтрального посредника, с целью выработки взаимовыгодного соглашения сторон по спорным вопросам. Посредник не обладает полномочиями для принятия решения.

Арбитраж («третейский суд») представляет альтернативную форму разрешения гражданско-правовых споров, основанную на добровольном волеизъявлении сторон, возможности избрания судей самими сторонами из числа нейтральных лиц, конфиденциальности состязательного процесса, обязательстве сторон исполнить решение третейского суда, которое поддерживается государством. Решение суда носит окончательный характер и может быть проверено на соответствие нормам териального и процессуального права только в порядке выдачи исполнительного листа для принудительного исполнения.

Международные правовые акты в области АРС

1. Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже» (1985 год)

2. Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О международной коммерческой согласительной процедуре» (2002 год).

3. Несколько актов международного уровня, разработанных Советом Европы и одобренных Комитетом министров Совета Европы для государств-членов (относятся к нормам мягкого права и не являются юридически обязательными для государств-членов)

4. Директива Европейского парламента и Европейского Совета (от 21 мая 2008 года) относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах.

АРС в Республике Беларусь

Переговоры - это процесс, посредством которого стороны, вовлеченные в проблему, обсуждают ее друг с другом, стараясь достичь взаимоприемлемого соглашения. Решение вырабатывается совместно участниками переговоров. Переговоры представляют собой процесс взаимодействия сторон:
- На уровне позиций (позиционный торг, «выигрыш-проигрыш»)
- На уровне интересов (интегративные переговоры, «выигрыш-выигрыш»).

Претензионный порядок урегулирования споров – это досудебная форма разрешения конфликтов, предусматривающая направление претензии стороне, не исполнившей или ненадлежащим образом исполнившей обязательство, вытекающее из положений нормативно-правового акта или договора, заключенного между сторонами.

Мировое соглашение - взаимная возмездная гражданско-правовая сделка сторон процесса (в том числе процедуры исполнения), которая совершается ими с целью осуществления субъективного права и прекращения этого процесса, вступает в законную силу после утверждения судом и порождает для ее сторон гражданские права и обязанности.

Третейский суд - организация, не входящая в судебную систему Республики Беларусь, создаваемая для разрешения споров в виде постоянно действующего третейского суда или третейского суда, образуемого по соглашению сторон для разрешения конкретного спора. На сегодняшний день в Республике Беларусь зарегистрировано 25 постоянно действующих третейских суда. Деятельность третейских судей не является предпринимательской. Наличие третейского соглашения между спорящими сторонами является обязательным условием для рассмотрения спора третейским судом.

Во многих развитых странах мира можно увидеть активное применение альтернативных форм разрешения споров (в том числе и медиации) вне зависимости от того, зафиксированы ли они в нормативно-правовых актах или используются на основании общих принципов права. За рубежом медиация - важная часть гражданского общества, обеспечивающая облегчение взаимоотношений граждан и правосудия. Там в среднем от 75 до 80% всех споров, вынесенных на медиацию, завершаются заключением соглашения. В связи с этим медиация стала частью правовой системы и культуры многих государств. Медиация -это урегулирование спора (конфликта) с участием посредника на основе добровольного согласия сторонс цельювыработки сторонами взаимоприемлемого решения (компромисс, консенсус или взаимная выгода).

Принципы медиации

Добровольность
Cтороны участвуют в медиативной сессии без принуждения
Равенство
Стороны в медиации имеют равные права и равные возможности при выработке соглашения, вне зависимости от социального статуса, возраста и положения
Сотрудничество
Совместная работа, направленная на достижение взаимоприемлемого результата, а не состязание, как в суде
Беспристрастность
Медиатор нейтральная, абсолютно независимая фигура
Конфиденциальность
В отличии от гласности рассмотрения дела в суде; также медиатор не может быть свидетелем в суде по рассматриваемым ситуациям, однако обязан заявить о готовящемся преступлении, о котором ему стало известно, как и любой гражданин. Все пометки и записи будут уничтожены. При необходимости заключается соглашение о конфиденциальности.

Законодательство, регулирующее сферу медиации в Беларуси

Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 N 58-З О медиации

Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 17.01.2014 N 15 Об утверждении Правил этики медиатора

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2013 N 1150 Об утверждении Правил проведения медиации

Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 08.07.2013 N Р-841/2013 О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь О медиации

Как работает медиация?

 

Спор не решается

Спор решается

От позиции к интересам

Жесткая позиция, отстаивание своих прав, недостаточное понимание своих интересов

Понимание своих настоящих интересов, согласование своих интересов с интересами соперника

От прошлого к будущему

Фокус на прошлом, коллекционирование обид, претензий, постоянное воспроизведение прошлых аргументов

Фокус на будущем, что мы можем сделать для решения проблемы, как мы можем помочь каждому, что необходимо сделать

От чувства вины к взаимному участию

Кто виноват, постоянные обвинения другой стороны, субъективная уверенность в своей правоте, решение проблемы состоит в признании вины другой стороной

Что можно сделать, как можно решить проблему, что нам мешает, какой вклад может внести каждая сторона в разрешении спора

Отличие медиации от судебного разбирательства

Суд

Медиация

Процесс может начаться и вопреки воле одной из сторон

Процедура медиации подразумевает добровольность

Судья назначается

Медиатор выбирается

Решение принимается в строгом соответствии букве закона

Решение принимается с учетом интересов сторон, но в рамках закона

Суд наделен властными полномочиями

Медиатор не имеет властных полномочий и лишь способствует выработке решения

Длительная и формализованная процедура

Ускоренная и неформальная процедура

Публичность процесса

Конфиденциальность

Состязательность сторон

Сотрудничество сторон

Преимущества медиации

  1. Позволяет сохранить человеческие и деловые отношения
  2. Экономит время и деньги
  3. Снимает психологическую и эмоциональную нагрузку
  4. Справедливое решение, основанное на интересах участников
  5. Участники контролируют процесс переговоров
  6. Нестандартные и гибкие решения
  7. Конфиденциальность и отсутствие публичности
  8. Оперативность
  9. Сохранение нервных и душевных сил
  10. Доброжелательная атмосфера переговоров.
  11. Наличие равных прав у сторон.
  12. Возможность обсудить все существенные для сторон вопросы
  13. Урегулирование спора исходя из истинных интересов сторон, а не правовых позиций

Кто такой медиатор

Требования

  1. Обучен медиативным техникам
  2. Имеет свидетельство медиатора
  3. Внесён в реестр медиаторов Минюстом РБ

Роль и задачи

  1. Направляет переговоры в конструктивное русло
  2. Не участвует в принятии решений
  3. Работает с интересами сторон

Медиация не применяется:

  1. Если стороне необходимо создать судебный прецедент
  2. Психическое заболевание одной из сторон
  3. Если прямо запрещено законом (уголовные, администр. дела)

Медиация не рекомендуется к применению

  1. Верность стороны принципам
  2. Если конфликт сторон достиг высокой степени эскалации
  3. Очевидно значительное ресурсное и (или) ителлектуальное неравенство сторон
  4. Если ранее проводилась медиация и она была безуспешна

Медиация используется, когда:

  1. конструктивный диалог участников невозможен без обращения к постороннему лицу;
  2. раздражение и эмоции настолько захлестывают стороны, что эффективное общение невозможно;
  3. каждый из участников спора имеет свои мотивы, объясняющие его позицию, которая ему кажется единственно правильной, но другая сторона не желает их выслушивать;
  4. стороны желают сохранить конфиденциальность конфликта;
  5. есть готовность сторон открыто обсуждать суть конфликта;
  6. конфликтная ситуация требует оперативного разрешения, а стороны ограничены во времени и средствах;
  7. каждая сторона считает себя принципиально готовой к соглашению с другой стороной;
  8. стороны хотят в дальнейшем поддерживать отношения друг с другом.

Виды и модели медиации

По глубине работы с конфликтом:

  1. интегративная - ориентированная на разрешение проблем, ориентированная на достижение цели, направленная на достижение соглашения и основанная на интересах.
  2. регулятивная - использование медиатором подталкивания сторон к договорённости, а то и давления, если они не договариваются по-хорошему.

Разновидности по подходам и методикам:

  1. Фасилитативная (Facilitative) медиация
  2. Оценочная медиация (Evaluative).
  3. Директивная медиация (Directive).
  4. Фандрайзинговая медиация (Fund-Raising).
  5. Медиация отчаяния (Desperation mediation)
  6. Клиент-центрированная или стороно-центрированная медиация
  7. Трансформативная (Transformative) медиация.
  8. Гуманистическая (Humanistic) медиация.
  9. Нарративная (Narrative) медиация
  10. Познавательная, когнитивная систематическая (Cognitive systemic) медиация.
  11. Экосистемная и Ориентированная на семью (Ecosystematic, Family-oriented) медиация.
  12. Медиация, основанная на понимании
  13. Восстановительная медиация.